Как открыть бизнес по прокату автомобилей
В России ежегодно рынок по сдаче машин в прокат растёт на 19%. Денежный оборот ежемесячно составляет $2 500 000, а ежегодно – $40 000 000. Эти данные более низкие, нежели в развитых странах, поэтому данный рынок нуждается в развитии. Как же организовать свою прокатную компанию, правильно распределить затраты и выйти в плюс, разберёмся далее.
Перспективы рынка
Прокат автомобилей в Краснодаре как бизнес в нашей стране – это развивающаяся ниша. Если в Европе машины в большей степени арендуют туристы, но в России прокат чаще берут на праздничные мероприятия, например, на свадьбы. Практически 2/3 всего прокатного рынка приходит на Москву и Санкт-Петербург.
Развитие прокатного рынка напрямую связно с развитием внутреннего туризма. В связи с этими более перспективными для открытия такого бизнеса являются следующие регионы:
- Краснодарский край;
- республика Крым;
- Иркутская область (озеро Байкал);
- Ленинградская область;
- Московская область, республика Алтай.
Выбор формы бизнеса и анализ рынка
Существует три способа открыть прокат автомобилей:
- подписать франчайзинговый договор или стать представителем западной компании;
- организовать прокат при крупном дилерском центре;
- создать свою фирму с нуля.
Чтобы сделать правильный выбор, нужно проанализировать рынок региона или города, изучить спрос и предложение. На текущий момент данная ниша молодая, поэтому рынок достаточно свободен, но могут возникнуть сложности с поиском хороших специалистов.
Регистрация бизнеса
Чтобы легализировать бизнес, требуется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или общества с ограниченной ответственностью (ООО). Если планируется открыть небольшой автопарк, где будет работать лишь несколько сотрудников, подходящая форма – ИП. В этом случае процесс регистрации в налоговой службе значительно упростится, а в дальнейшем не придётся вести бухгалтерский учёт и следовать порядку ведения кассовых операций. Если же планируется открыть большой автопарк, а в будущем расширить своё дело, следует зарегистрироваться в качестве ООО.
Что касается налогообложения, то можно выбрать одну из следующих трёх форм:
- УСН 6%. Подходит, если планируется купить автомобили по договору купли-продажи. В этом случае придётся платить налог на схеме 6% с прибыли.
- УСН 15%. Если машины взяты в лизинг, это более приемлемая форма, поскольку лизинговые платежи сокращают налоговую базу. Так, потребуется платить 15% с разницы между прибылью и расходами.
- Патентная система. В этом случае предполагается покупка патента. Его цена устанавливается в каждом регионе отдельно.
Выбор автомобилей, стоимость проката и страхование
Для нового автопарка рекомендуется выбрать марки автомобилей разной конфигурации – от эконом-класса до элитных. В общей сложности достаточно приобрести 10 машин. Стоимость проката в сутки зависит от класса автомобиля, её технических характеристик и типа трансмиссии.
Включить в число автомобилей для проката стоит также Лимузин. Это машина люкс-класса, которую можно сдавать в прокат почасово. Как правило, такое авто арендуется для различных праздников, особенно свадебных торжеств. Потенциальными клиентами также являются иностранные туристы или гости города. Как правило, они арендуют авто с водителем. Средняя цена Лимузина – $60 в час.
В целом на стоимость проката влияют различные факторы. Прежде всего, следует исходить из таких моментов:
- цена самого автомобиля;
- стоимость страховки;
- налоговые сборы;
- способ приобретения автомобиля (был выкуплен полностью или взят в кредит/лизинг).
Чтобы защитить автомобили от угона и ущерба, их нужно застраховать по КАСКО. Конечно, это в интересах самого предпринимателя. Стоит обратиться в надёжные и известные страховые агентства, поскольку в данном вопросе экономия неуместна. Можно также воспользоваться страхованием гражданской ответственности, но тут следует учесть, что большое число работников – этот тот фактор, который будет влиять на цену вопроса.
Аренда автостоянки и офисного помещения
Если компания небольшая и владеет десятью автомобилями, при этом хотя бы половина из них находится в разъездах, стоит держать свободные машины на открытой автостоянке у большого офисного здания или торгового центра. Стоит проследить за тем, чтобы неподалеку был расположен железнодорожный вокзал или автовокзал, поскольку потенциальные клиенты могут приезжать из других городов. Ещё один возможный вариант – аренда мест для авто на платной перехватывающей парковке.
Вне зависимости от типа прокатных машин, для грамотного управления бизнесом потребуется офисное помещение, где будут вестись первоначальные переговоры с клиентами и заключаться с ними договора. Так, стоит арендовать офис в удобной местности с парковочной зоной. Он может быть небольшим – около 15 кв. м. Этого достаточно, чтобы разместить одного менеджера, который и будет отвечать за заключение договоров. Размер арендной платы зависит от конкретного региона.
Поиск персонала
Штат работников зависит от того, какой режим работы будет иметь фирма, и сколько машин стоит в автопарке. При круглосуточном режиме работы, то есть 24/7, требуется следующий штат:
- 2 диспетчера, которые будут работать посменно;
- 4 мастера по ремонту, которые будут следить за состоянием автопарка, а также заниматься выдачей автомобилей;
К тому же стоит взять на работу 1-2 шофёров. Они будут работать по 8 часов, а если же клиент пожелает выйти за данные рамки, то оплату следует увеличить. Брать на работу стоит водителей со стажем не менее 4 лет, причём они не должны быть младше 24 лет. Дело в том, что более молодые и неопытные водители чаще опасны для прокатных машин, поскольку любят ездить быстро, нарушать правила дорожного движения и т. п.
Не менее важно проследить за тем, чтобы водитель имел такие документы:
- паспорт;
- ИНН;
- водительское удостоверение;
- пенсионное страховое свидетельство;
- медицинская справка.
Анализ потенциальных клиентов
Прокат авто – не самая доступная услуга, поэтому потенциальными клиентами являются люди с высокими доходами. Как правило, к такой услуге прибегают следующие лица:
- те, кто временно не может воспользоваться своим транспортом;
- путешественники;
- любители развлечений;
- люди, которые нуждаются в кратковременной аренде машины, например, для какого-либо важного мероприятия;
- крупные компании.
Чтобы привлечь больше потенциальных клиентов, стоит держать в своём автопарке автомобили разного класса – эконом, среднего и бизнес. Так, удастся привлечь клиентов разного сегмента, благодаря чему машины не будут простаивать на стоянке, а будут приносить прибыль.
Рекламная компания
После открытия своего бизнеса для привлечения клиентов потребуется грамотная рекламная компания. Прежде всего, стоит открыть свой сайт, где будут предложены все услуги. Желательно, чтобы клиенты имели возможность арендовать автомобиль дистанционно, то есть без посещения офиса.
Чтобы компания стала более раскрученной, следует сразу прибегнуть и к следующим типам рекламы:
- дать объявление в местную газету, которую еженедельно разносят по почтовым ящикам;
- оплатить ВИП-объявление с фотографией в издании «Из рук в руки» и на «Авито»;
- зарегистрироваться на популярных местных «жёлтых страничках», поскольку они будут первыми выдаваться поисковиками при запросе «прокат авто в городе X»;
- установить рекламный баннер в автопарке, где стоят машины, а также вблизи офиса;
- раздавать визитки и буклеты потенциальным клиентам.